Методика

Загрузка ...

Локация Главная страница Карта сайта

Математика - это здорово! Математика - это интересно!

Народная методика

Люди думают, что не понимают математику, но все зависит от того, как объяснять. Если вы спросите пьяницу, какое число больше – 2/3 или 3/5, он вам не сможет сказать. Но если вы переформулируете вопрос: что лучше 2 бутылки водки на троих или  3 бутылки водки на пятерых, то он сразу ответит: конечно, 2 бутылки на троих. Израиль Гельфанд (1913-2009) - один из величайших математиков ХХ века.

А дальше слово предоставляем учителям и родителям.

Я племянника учила таблице умножения на деньгах...)) Кстати, моментально научился)))

Как-то мужа оштрафовали за превышение скорости на 50 рублей (давно это было...). Он сказал, что это ерунда. Когда я сказала, что сегодня он лишился 3 бутылок пива, был озадачен....

Во Франции отрицательные числа в школе объясняли на примере игры в казино: выиграл-проиграл.

Попросили меня объяснить одной девице решение систем квадратных уравнений… Пришлось начинать с " 2 сережки стоят 6 рублей". Только примеры с драгоценностями срабатывали..

Как сказал кто-то умный - представь, что объясняешь своей бабушке. А современным детям дроби надо объяснять на пиццах. Пироги не актуальны.

Математика - это тот же иностранный язык или нотная грамота.  Только там не буквы и не ноты, а символы: + - : х (плюс, минус, деление, умножение), и вот такой важный символ = (равно). Это не все значки, в каждом следующем классе появляются новые. Но класса до 6 хватит и этих. Вначале надо освоить самый простой перевод слов с русского на эти символы и наоборот.  В любой задаче, например, начальной школы, вы встретите слова, которые переводятся как раз в эти символы.

Плюс - прибавили, привезли, добавили, принесли ещё, положили ещё, долили ещё, нашли ещё, досыпали, и т. д. Если в задаче чего-то стало больше на какое-то количество, это и будет плюс.

Минус - унесли, удалили, отобрали, вынесли, вылили, взяли, отняли, высыпали, вычли, выкинули, отрезали, съели, и т. д. Если чего-то стало меньше на какое-то количество - это точно минус.

Равно - стало, получилось, оказалось, в итоге стало, итого, всего, вместе стало, вместе получилось, вместе сделали, всего заработали, образовалось... Например, равно - всего пять конфет.

Теперь, учительница начальной школы уверена, ваш страх и нежелание понимать задачи потихоньку будут уходить. Вы почему боялись? А не понимали, что какое слово обозначает. А теперь будете запросто разбираться в задачах. Не во всех, разумеется. Но ведь и ходить вы не сразу научились, сначала падали, спросите у родителей.

Я на кухне очень тороплюсь приготовить обед. Дочь-четвероклассница готовит в комнате математику. Приходит и начинает канючить: помоги решить... задача трудная.

Я:  расскажи задачу.

Д: обрадованно несется в комнату за учебником.

Я: нет, читать не надо, расскажи.

Торопливо перечитав задачу в комнате, возвращается на кухню: ну, две машины, скорость...

Я: нет, не пойдет, расскажи точно.

Опять возвращение в комнату. И так несколько раз.

Наконец, долго не возвращается. Иду я: ну что?

Д.: да все, сама решила.

Я: а рассказать? Д. легко пересказывает задачу.

Мой вывод: зачастую ребенок даже не знает содержания задачи и поэтому решить не может.

Как выяснилось, когда у моих детей плохо с разбором задач, я стала все переводить в деньги. И вы знаете? Мои сразу решают).  Например, у тебя 600 руб, у меня 200 руб. Во сколько раз больше денег у тебя? Решается моментально. Но вот аналогичная задача: в первом заводе выпустили 88 деталей, а во втором 22, надо узнать во сколько раз больше деталей выпустил первый завод, чем второй. И тут у моих был ступор. А как только задача применяется в их жизни и, тем более, это касается денег, мозги быстро начинают работать).

"Если чего-то стало меньше на какое-то количество - это точно минус"? Серьёзно?? Прям точно-точно минус?! Вообще-то, при делении чего-то тоже меньше становится. А при умножении - больше, но это точно не плюс.

Меньше на - это минус. Меньше в - это деление. Выражения из математики. Но давайте определимся, вы же не взрослым людям, а типа детям объясняете, которые этого не знают, они услышали только меньше и больше, а на ваши на и в  даже внимания не обратят, если на этом их внимание не заострить. "Ваня собрал в 4 раза больше" - умножение. "Петя написал в 4 раза меньше" - деление. Даже если и обратят (а учителя исправно талдычат "меньше на - вычитаем, больше на - складываем"), то обязательно перепутают. А потом начинаются задачи, как учителя называют "с косвенными вопросами": в банке 3 литра молока, это НА 4 литра МЕНЬШЕ, чем в бидоне. А тут уже складывать надо. Не удивительно, что формальный перевод не работает. Тут можно сказать, что если "прописные истины" не приводят к нужному результату, то, может, они и не истины вовсе. Я, например, точно знаю, что такие "истины" коверкают мозги нормальным детям.

В 1 классе сыну подарили задачник Г.Остера. Смеялись до коликов над задачами, решал с удовольствием. Когда приходил приятель сына, то ворчал, что терпеть не может эту математику, но не решать задачу про бабушек с мотоциклами просто невозможно - интересно же!!! И называл меня хитрой мамой...

И тоже была поражена, когда выявила "закономерность" решения задач, - если яблоки, например, перевести в "денюжки", то все решается "на раз"...))) Переводила все это на "народный" язык. И дети удивлялись, насколько  все становится понятным и быстро запоминается.

Неумение решать задачи, на мой взгляд, прежде всего, от неумения читать условие, а это еще с начальной школы, когда в погоне за "быстротой чтения" упускалось качество самого чтения (читалось быстро, но мало, что понималось), слабо развивалось умение говорить о том, о чем прочитано. Ну, и конечно, немаловажно умение учителя правильно выражать свои мысли.

Большинству детей все же более понятно объяснение "на пальцах", по крайней мере, в начальной школе и в первый год изучения нового предмета, когда только "закладываются азы".

Когда сын пошел в начальную школу, то прекрасно читал, решал примеры, печатал. С задачами было сложнее. Однажды долго пытались взять очередной математический барьер, и я, понимая, что ничего не получается, перевела задачу на колбасу. Дело пошло. Так и учились. Если при решении задачи появлялись трудности, помогала колбаса. Мы ее добавляли, отрезали, раздавали, раскладывали... Ничего не скажешь, продукт-то любимый.

Я с внуком все задачи перевожу на конфеты. Пять конфет было, две съел, это гораздо понятнее, чем пять минус два.

В 8 классе ученики задачи решают играючи, потому что стали понимать, что такое взять или отнять.

Когда я занимаюсь со своим воспитанником, то в задаче мы подчёркиваем все числа, все слова, имеющие отношение к математике и предлоги ВО и НА. Во сколько и на сколько. Потому что он постоянно путает, какой из предлогов требует умножения (деления), а какой сложения (вычитания). Тут я пишу крупно эти предлоги и рисую крестик сложения в букве Н и минус в букве А. И ставлю точки в каждом кружке букв В и О. Получаю деление и умножение. Картинку держу перед мальчиком постоянно.


Есть алгоритм.

1. О чем говорится в задаче, то есть какими предметами или величинами будем оперировать (литры, километры, пассажиры, мячи и т.п.)?

2. Что о них известно (об их количестве)?

3. Что неизвестно, но об этом сказано, что на несколько единиц или в несколько раз больше-меньше?

4. О чем спрашивается в задаче - главный вопрос.

Если так разбирать, то хоть кто поймет. Можно попутно рисовать схему в виде отрезка, кружочков или других фигур.

А я детям говорила, вы, представьте себя сыщиками, как Шерлок Холмс, вам известно одно данное, а другое нужно найти, опираясь на это известное, тянуть ниточку за хвост, чтобы клубочек потихоньку разматывался, а теперь у вас 2 известных данных( когда задача в несколько действий), продолжайте опираться уже на эти известные числа и задача решится, держать в голове вопрос задачи, и, согласна с тем, что нужно внимательно читать задачу.

Супер! Договоритесь с "русичкой", чтобы она все главные понятия донесла до учеников.