Случаи на уроках
На уроке математики в дальнем ауле присутствует комиссия из Москвы. Учитель говорит, что для сложения дробей нужно сложить их числители и результат записать в числитель, потом сложить знаменатели и результат записать в знаменатель.
Комиссия тихо съезжает под парты, едва сдерживая смех, а на перемене объясняет учителю, как надо складывать дроби. Учитель говорит: «Это мы сейчас же исправим, у меня как раз следующий урок в том же классе».
«Дети, — начинает учитель, — тут приехала комиссия из Москвы, так в Москве теперь дроби складывают по-другому …»
(Рассказал Фирсов В.В.)
Исследования психологов показывают, что в массовой аудитории не все слушатели точно понимают лектора. Если лектор сказал: «Это белое, а не черное», то после лекции около 10 процентов слушателей считают, что лектор сказал обратное: «Это черное, а не белое».
Давным-давно мой старый знакомый Кравцов К.Г. обучал в школе рабочей молодежи (ШРМ) солдат из Средней Азии. Они не имели достаточного образования для службы даже в строительном батальоне, поэтому руководство части определило их в ШРМ. Как-то Константин Георгиевич попросил солдатика, стоящего у доски, написать «два в квадрате». И тот написал цифру 2 внутри квадрата.
Я рассказал эту историю своим шестиклассникам, а на другой день вспомнил про нее, и попросил ученика, стоящего у доски, написать «два в кубе». Он написал цифру 2 внутри куба.
Вторая аналогичная история. Прежде, чем показать учащимся 8 А класса доказательство теоремы о свойстве биссектрисы, я рассказал им «доказательство», принадлежащее американской школьнице. Его привел в одной из своих книг Дж. Пойа. До рассказа я предупредил, а после рассказа повторил еще раз, что «доказательство» неверное, и ребята объяснили мне, почему оно неверно.
Американская школьница «доказала» теорему так: в равенстве AD:DB = AC:CB, записанном в виде равенства дробей, она сократила буквы D и C, получив, как она считала, равные дроби.
Мы посмеялись, а на следующем уроке мой ученик вполне серьезно повторил «доказательство» американской школьницы с одной лишь разницей: вместо буквы D у него была буква L.
После урока я спросил, внимательно ли он слушал мое объяснение на прошлом уроке. Да, — ответил он, — но я понял, что у девочки было более простое доказательство.
А ведь психологи предупреждали!
(Рассказал Шевкин А.В.)
Как-то раз на устном экзамене по геометрии в 8 классе ученица не могла ответить ни на один вопрос по билету. Чтобы она поняла, что хотя бы на один вопрос ей удалось ответить, И.К. Варшавский спросил:
— Скажи, пожалуйста, а сколько углов у треугольника?
— Три, — ответила ученица.
Назавтра нам передали, что мама этой ученицы жаловалась:
— На экзамене так заваливали, так заваливали... Моя Лена еле-еле на тройку ответила.
Когда-то в учебнике А.В. Погорелова имелась такая формулировка: «Из точки, не лежащей на прямой, можно провести к этой прямой ровно один перпендикуляр». В изложении ученика она выглядела так: «Из точки, не лежащей на прямой, можно провести к этой прямой перпендикуляр — если ровно, то один».
Ученик класса с углубленным изучением математики доказывает признак параллельности прямых: «Пусть а||c и b||c. Докажем, что а||b. Предположим противное, что прямая а не параллельна прямой с ...»
(Школа № 679)
В школе проводилось анонимное анкетирование учащихся 11 класса. На один из вопросов анкеты учащийся класса с углубленным изучением математики ответил так: «Я математик, буду поступать в МГТУ им. Баумана, поэтому мне легче все объяснить на числах: 60 % учителей школы мне нравятся, а 70 % — нет».
(Школа № 679)
Объясняю я ребятам в десятом классе смысл понятия «плоскость». Пытаюсь донести, что это понятие интуитивное, его нельзя точно определить. А некоторые все спрашивают: «Ну как бы все-таки его определить?» И тут один парень нашелся: «Понимаете, плоское, это такое, какие шутки у нашего Саши!»
(Прислала Постникова Е.С.)
Моя бабушка закончила МАИ, хотя способностей к алгебре, геометрии, физике и др., у нее никаких. Как-то раз я попросила у нее болтик, на что она ответила: «А это что? А, ну да, это же такой гвоздик с резьбой!»
(Прислала no_games)
Ученик завершает решение неравенства у доски и спрашивает учительницу: «А ось волосатую рисовать?»
— Что это у тебя написано: «на Х лежащие»?
— Это я сократил «накрест лежащие»...
(Рассказала Шкарова А.В.)