Как оценить умственные способности.
Обучение с помощью серий задач на уроках и кружках
Это не просто собрание задач на одну тему. Их расположение должно побудить читателя к самостоятельной работе и привить ему навыки творческого мышления.
Д. Пойа. «Задачи и теоремы анализа»
Идею обучения анализу с помощью серий задач впервые выдвинул венгерский математик Д. Пойа и реализовал ее, совместно с Г. Сеге, в знаменитом двухтомнике задач.
Детская серия
1. Как в три приема положить в холодильник слона?
[Открыть холодильник.
Положить туда слона.
Закрыть холодильник.]
2. Как в четыре приема положить в холодильник жирафа?
[Открыть холодильник.
Достать оттуда слона.
Положить жирафа.
Закрыть холодильник.]
3. Слона и жирафа заставили бежать стометровку. Кто победит?
[Конечно слон, ведь жираф сидит в холодильнике.]
Эта шуточная серия хорошо иллюстрирует одну характерную особенность серий задач, которую отметил еще Д. Пойа: «Многие задачи, которые, будучи предложены изолированно, были бы неприступны, здесь окружены задачами подготовительного и пояснительного характера и преподнесены в такой связи, что без особого труда могут быть осилены самостоятельно».